X
Қаз | Рус | Eng
8 (727) 393 25 70
050000, г. Алматы, ул. Рыскулбекова, д. 28, блок 7 (ЖК Бай - тал)
8 (727) 393 25 70
050000, г. Алматы, ул. Рыскулбекова, д. 28, блок 7 (ЖК Бай - тал)
 

Выступление: Ержан КОНУРБАЕВ на XI Международная конференция «Страхование в Центральной Азии»

13-14 апреля 2017 года в Алматы состоялась XI Международная конференция «Страхование в Центральной Азии»  в которой «Фонд гарантирования страховых выплат»  выступил стратегическим партнером.

На пленарном заседании, посвященном развитию моторного страхования, выступил заместитель председателя правления  АО «ФГСВ» Ержан Конурбаев. Он рассказал о казахстанской системе гарантирования страховых выплат и о состоянии моторного страхования в Республике Казахстан.

Ниже предлагается текст выступления и презентация.

 

Добрый день, уважаемые гости, участники  конференции. Прежде всего,  хотел бы отметить, что  Фонд гарантирования всегда поддерживает  подобные мероприятия, поскольку они помогают увидеть проблемы, которые  актуальны для развития страхового рынка,  оперативно принимать  меры реагирования,  давая тем самым страховому рынку стабильно и спокойно работать.

Мы понимаем,  что отсутствие жалоб и выплат у Фонда – наилучшая оценка его деятельности.  Фонд  работает уже 14 лет: он был создан в 2003 году на основании прямого закона «О Фонде гарантирования страховых выплат».  Фонд не ставит  своей целью получение прибыли и выплату дивидендов акционерам. Тем не менее, Фонд постоянно пополняет собственный капитал, поскольку участвует в обеспечении гарантий и вторым-третьим этапом позволяет выплачивать убытки страхователям в случае банкротства страховых компаний. Акционерами Фонда являются 22 страховые компании, участвующие в страховании ОГПО автовладельца.

 

О деятельности ФГСВ

На текущий  момент Фонд гарантирует выплаты и компенсации по трем классам обязательного  страхования: ОГПО автовладельцев – самого массового и востребованного страхования на нашем рынке;  страхование ГПО перевозчика перед пассажирами, а также страхование ГПО профессиональных  участников туристического рынка. И с позиции гаранта, Фонд  все больше волнуют процессы, происходящие на туристическом рынке.

Если остановиться на финансовых показателях, то за последние три года активы Фонда  выросли практически в 2 раза, а собственный капитал – вырос в четыре раза. Основную часть   активов формируют взносы участников, дополнительно Фонд начисляет, так называемые «условные долги»,  которые может привлекать в случае нехватки резерва гарантирования и собственного капитала.

Фонд  имеет поэтапный механизм компенсации, когда вначале задействуется  резерв гарантирования,  далее следует собственный капитал, затем Фонд имеет право привлечь  чрезвычайные взносы от страховых компаний. Последний этап –  займы у Национального банка и прочих организаций,  после чего займ покрывается взносами участников системы гарантирования.

На протяжении последних двух лет, учитывая,  что Национальный банк объявил курс о переходе к надзору, основанному на оценке риска,  наш расчет базовой ставки взноса также  изменился.  Условно наш расчет разделен на три этапа. На первом этапе мы определяем ставку взноса, которая требуется для покрытия дефицита резерва гарантирования.  Дальше два этапа включают в себя анализ семи факторов рисков по которым мы производим скоринг  по каждой страховой компании в разрезе каждого гарантируемого класса страхования.

На втором этапе анализируются  параметры, которые отражаются в финансовой отчетности  и которые в свою очередь, также анализируются регулятором.  Мы, в принципе двигаемся в одном русле. После чего каждая компания получает свою нагрузку на базовую ставку и может применять ее для определения  своего взноса в Фонд.

По итогам 2015 годы мы сделали  градацию страховых копаний по так называемому уровню риска.  Картина была  довольно  условная, поскольку нам необходимо точно понимать  критерии указанных рисков: средняя, ниже среднего, низкая и высокая.

Пока мы разделяем риски по текущему принципу:  порядка 15 компаний имеют средний уровень,  4 – очень низкий,  3 компании – высокий. В принципе  мы ожидали, что основная масса страховых компаний будет иметь средний риск.

По итогам 2016 года картина поменялась. В целом она соответствует текущей динамике. Высокий риск у нас исключен, поскольку, у нас проводились оценки агентствами,  которые выразили свое мнение, что  при текущем уровне страхового бизнеса, при текущем объеме страховых премий, уровень капитала страховых компаний довольно высокий.  По итогам прошлого года только 2 компании имеют риск выше среднего. Как видите, порядка 98% компаний имеют низкий рентинг оценки  риска.

Состояние моторного страхования

Пару слов скажу о главном гарантируемом классе  – ОГПО ВТС.  Как видите, здесь представлена динамика  страховых премий и выплат.  Мы имеем синхронное увеличение в обоих показателях. Однако существуют определенные дисбалансы в части расчета премий, в части применения поощрения и наказания за безаварийную езду.

Также на слайдах представлен смежный класс – добровольного  автоКАСКО. Здесь, как видно, ситуация не однозначна: рынок менее развит.  Понятно, что это добровольное страхование и чтобы клиент выразил желание застраховаться, от агентов требуется больше усилий, чем по продаже ОГПО.  В целом, по КАСКО есть тренд на увеличение премий, что можно объяснить развитием банкострахования, когда имущественным  залогом  при кредитовании является автомобиль, и КАСКО получается квазиобязательным страхованием.

Главную проблему самого массового класса страхования мы видим в росте убытков,  которые «обеспечивают»  устаревшие лимиты ответственности и ставки по системе бонус-малус,   снижение прироста автомобилей  в целом и непрозрачная деятельность агентов. 

Убыточность ГПО ВТС  представлена на следующем слайде. Как видно, на начало 2015 года средний размер выплат в премиях составлял 44,2%, на начало 2017 года – уже 47,8%.

 

Причины  роста убыточности  моторного страхования

На наш взгляд, значительно влияет на убыточность автострахования  текущая система расчета страхового тарифа на основе региональных коэффициентов.  Уже не в первый год  страховщики жалуются, что  система региональных коэффициентов не отражает реальную убыточность  в регионах.

Все знают, что коэффициенты  страхования в областных центрах ниже, чем в мегаполисах. Однако в городах растет количество машин из области и количество ДТП с их участием. Соответственно, в городах растет статистика выплат. 

Следующий сайд показывает, что в пятерку регионов с убыточностью по ОГПО ВТС свыше 50% наряду с такими мегаполисами, как Астана и Алматы,  входят Карагандинская, Кызылординская и Южно-Казахстанская области, у которых региональный коэффициент равен 1 или немного выше этого значения.

В итоге машины, владельцы которых имеют пониженные коэффициенты стоимости полиса, совершают значительное число ДТП, увеличивая страховые выплаты и повышая уровень убыточности в секторе.

И, например, есть Атырауская область, где показатель выплат в премиях ниже среднерыночного, при том, что региональный коэффициент страхования там выше, чем в Астане – лидера по убыточности.

На наш взгляд, назрела  необходимость изменить  подход к расчету  региональных коэффициентов.

Система «бонус-малус». Этот слайд наглядно показывает, что подавляющее большинство автовладельцев застраховано по системе БОНУС, что указывает на их безаварийность.

На наш взгляд, система «бонус-малус» может служить своеобразным резервом роста объемов страховых премий. Дело в том, что действующая система "бонус-малус" не учитывает тяжесть нанесенного убытка. К примеру, убыток в 100 тыс. тенге и в 1,5 млн тенге наказывается системой одинаково. Для того чтобы повысить ответственность автовладельцев за тяжесть совершенного ДТП, необходимо также ввести повышенные коэффициенты для тех автовладельцев, которые многократно становятся виновниками ДТП и наносят значительный ущерб другим автовладельцам.  Что касается «бонусов», то стимулированию автовладельцев к безаварийной езде через систему скидок себя исчерпало. Требуются новые стимулы поощрения за безаварийное вождение ТС.

Свою лепту в убыточность вносят  страховые агенты, которые до последнего момента   диктовали условия страховым компаниям. В настоящее время размер комиссионного вознаграждения закреплен законодательно  и составляет 10% для агентов физических лиц и 15% для агентов юридических лиц. Однако устанавливаются случаи превышения установленных лимитов, когда выплаты комиссионного вознаграждения производятся через административные расходы.

Пути  решения сложившихся проблем

На наш взгляд, необходимо пересмотреть лимиты ответственности и страховые тарифы с учетом накопленной статистики и с учетом изменения цен на восстановительный ремонт поврежденного имущества. 

Кроме того важно пересмотреть систему наказаний и поощрений (бонус-малус). На наш взгляд, имеет смысл поднять вопрос о модернизации системы «бонус-малус» с учетом фактического размера убытка, причиненного владельцем ДТП.

Сегодня, степень наказания нарушителя, который принес огромный убыток страховщику одинакова с той, которую применяют для мелкого нарушителя с небольшим ущербом.

Для стимулирования безаварийной езды следует применять более жесткий коэффициент расчета стоимости страхового полиса для водителей – виновников крупных аварий.  Нужно не пугать водителя Административным кодексом, а приучить его считать собственные деньги.  Данный шаг может сыграть существенную роль в снижении уровня выплат.

Что касается страховых агентов,  то здесь необходимо  введение онлайн страхования.  Преимущества онлайн страхования в том, что оно упростит процесс страхования; даст страхователю возможность сравнивать страховые продукты и выбирать оптимальные варианты; сократит аквизиционные расходы; приведет к развитию прямых продаж.

Кроме того, агентам нужно ограничить вознаграждения  по договорам, заключенным в рамках государственных закупок, естественно  ограничения должно обеспечиваться   рыночными механизмами.

Перспективы деятельности ФГСВ

В настоящее время ФГСВ – важная составляющая технической инфраструктуры моторного страхования. Тем не менее, назрела необходимость дополнение Фонда новыми функциями. Основная функция  – прием портфеля принудительно ликвидируемой страховой компании фактически изжила себя. Последние передачи портфелей проходили непосредственно   от компании к компании.

Фонд может развиваться полноценной инфраструктурой для моторных видов страхования, в том числе и в плане популяризации этих видов. Также на базе Фонда актуально и эффективно создание информационного центра с элементами саморегулирования. Методы саморегулирования рынка выстроят доброжелательную конкуренцию в высококонкурентных классах страхования.

Таким образом, с  учетом введения в Казахстане  онлайн- страхования, Фонд может стать коллективным инфраструктурным центром для развития и удешевления продажи электронных полисов.  Фонд также может работать полноценным моторным бюро в Казахстане: оказывать функции по урегулированию  убытков,  осуществлять централизованную оценку ущерба при ДТП,  консолидировать информацию о выплатах страхователям.  Далее,  Фонд имеет возможность для производства широкой аналитики, которая позволит видеть карту рисков по страховому рынку.  В принципе новая система скоринга рисков страховых организаций – участниц системы гарантирования уже положила начало тому, что Фонд стал делать детальный анализ рынка «изнутри».  Таким образом, на  базе Фонда у страховщиков появится возможность реализовать клиентоориентированный и качественный страховой бизнес.