X
Қаз | Рус | Eng
8 (727) 393 25 70
050000, г. Алматы, ул. Рыскулбекова, д. 28, блок 7 (ЖК Бай - тал)
8 (727) 393 25 70
050000, г. Алматы, ул. Рыскулбекова, д. 28, блок 7 (ЖК Бай - тал)
 

Опыт либерализации тарифов ОСАГО в Словении

Обязательное страхование владельцев транспортных средств – наиболее массовый и социальный продукт для всех страховых рынков без исключения. Другая специфика обязательного  автострахования  заключается в сложности этого бизнеса  из-за долгосрочной природы:   правительства рассматривают ОСАГО как инструмент социальной защиты владельцев транспортных средств и пострадавших в ДТП.

В 1997 году  в Словении прошла либерализация ОСАГО и  первые результаты получились хорошими: возникла здоровая конкуренция страховых организаций за клиента. Тем не менее, реальная сегментация началась на рынке лишь к 2010 году.  Движущие факторы обеспечили более высокие премии и объемы провизий.

Однако нужно помнить, что обязательное автострахование – розничный бизнес и конкуренция здесь чрезвычайно острая и  потребитель  идет к тому страховщику, который платит быстро, правильно и должным образом.

В Словении у автостраховщиков возникает ряд проблем. Во-первых, статистика показывает снижения числа ДТП в Словении в виду улучшения качества дорог и автомобилей, а главное – более высоких штрафов, взимаемых дорожной полицией с  автонарушителей.  Давно прослеживается тенденция, когда вслед за ростом величины штрафа снижается уровень ДТП. Во-вторых, сбор  премий также снижается – работает конкуренция: Словения перешла от регулируемого к полностью свободному рынку ОСАГО.  На этом фоне законодательство обязывает страховые компании  выплачивать возмещение ущерба по  ДТП, которые имели место нескольких лет назад. Это развивает значительные риски для компаний, которым приходится формировать существенные страховые резервы.

Опыт Словении полезен тем, что страна, как и Казахстан, находится на транспортном перекрестке в условиях, когда соседние страны  давно и полностью разрегулировали премии. В Словении  премии  изначально были низкими, и страховщики несли убытки.  Когда на рынке низкие премии, которые к тому же регулируются, складывается негативная для страховщиков ситуация, когда ОСАГО используются как макроэкономический инструмент борьбы с инфляцией. На местный рынок Словении приходили новые участники, в основном из Австрии, которые снимали  сливки с рынка, а самого покрытия ОСАГО, как правило, давать не хотели, них были плохие технические провизии. Когда регулирование премий ОСАГО сняли, премии выросли. 

В настоящий момент стоимость покрытия ОСАГО на европейских рынках и в Словении  регулируется не напрямую, а опосредовано: правильной величиной страховых резервов,  объемом провизий, отслеживанием объема рынка, убыточностью страховых компаний и др., что косвенно отражается в цене продукта. Конкурентный рынок требует контроля, но не за ценами, а пруденциального регулирования или надзорных функций, нацеленных на оценку рисков и бизнес моделей страховых организаций. Происходит перенос регулирования  с цены на капитал и технические провизии страховщика. Регулирование необходимо, чтобы обеспечить работоспособность бизнеса ОСАГО, у которого «длинные хвосты» по выплатам.

Предпосылки для функционирования свободного рынка автострахования

1. Нужен прозрачный уровень технических премий: следует знать какой  объем премий собирает рынок, и какой нужен, чтобы покрыть убытки и риски, возникающие из ОСАГО как бизнеса. Здесь также учитываются  агентские комиссии и прочие необоснованные затраты страховщика. 

Поэтому требуется актуарный расчет, чтобы понять, каким образом компании формируют резервы.  Как правило, существуют регулируемые уровни агентских комиссий: 8-10% которые платятся агентам или брокерам. Однако компании Словении в реальности платят агентам  до 40% комиссий, которые затем перекладываются на страхователя.

Важная рекомендация – убрать регулирование  комиссионных. Комиссионные – часть затрат страховщика, которые он должен нести сам, этот момент надо учитывать  при регулировании финансовой устойчивости.

Также следует совершенствовать страховую  отчетность. Необходим аудит данных: постоянная проверка реальной прибыльности рынка ОСАГО. Важно иметь адекватное прогнозирование на будущее, нужно регулярно проверять платежеспособность страховых компаний, в том числе оценивать долю ОСАГО и финансовую устойчивость владельцев страховых компаний. Рекомендуется также увеличить частоту и глубину отчетов для понимания того, что происходит на рынке.

2. Нужен адекватный уровень резервирования провизий рынком. Нельзя либерализовать рынок, если большинство компаний не являются финансово устойчивыми.  Либерализация снизит страховые премии и станет существенной нагрузкой для компании.  Рынок не сможет абсорбировать и переварить снижение премий. Большая часть крупных компаний попросту обанкротится, и их банкротство ляжет на гарантийный фонд.

Основные «ловушки» для либерализации рынка ОСАГО

- Во-первых, стремление любой ценой поднять ликвидность рынка: слишком низкие премии и слишком большие комиссии – в этом случае недостаточно премий, чтобы покрыть все риски.

- Во-вторых, конвергенция к более концентрированному рынку – повышение уровня концентрации рынка и снижение страховых требований и стандартов по урегулированию убытков. Это полностью противоречит идею страхования ОСАГО, потому что рационализация урегулирования убытков идет за счет пострадавшего (страхователя).

- В-третьих,  проблемы с платежеспособностью, что может вообще подорвать репутацию сектора страхования,  это системный риск.

В Европе существует Совет системных рисков, и в Словении выделили риск репутации страхового сектора  в системный риск. Компании теряют репутацию в случае невыполнения собственных  обязательств, когда не платят, а лишь  собирают премии. Возникает системная проблема и системный риск, потому что потенциальные покупатели полисов просто не хотят их покупать. Это негативно отражается на страховом рынке, государстве и правительстве. Исторически страхование – это эффективная система перераспределения рисков и нужно быть осторожным: страхование держится исключительно на репутации.