X
Қаз | Рус | Eng
8 (727) 393 25 70
050000, г. Алматы, ул. Рыскулбекова, д. 28, блок 7 (ЖК Бай - тал)
8 (727) 393 25 70
050000, г. Алматы, ул. Рыскулбекова, д. 28, блок 7 (ЖК Бай - тал)
 

S&P Global Ratings оценит страховые компании с позиции онлайн

Каковы особенности онлайн страхования, и как внедрения электронного полиса, прежде всего в автостраховании,  повлияет на страховой  рынок Казахстана, рассказали в  S&P Global Ratings.

S&P Global Ratings отмечает, что у  развивающихся рынков возникает очень много вопросов по поводу того, идти ли в онлайн-страхование или же  это скользкая дорожка, которую надо избегать?  Мировая тенденция такова,  что чем менее развиты локальные рынки, тем большую долю в структуре их совокупных премий занимает обязательное автострахование.  Например, в Македонии показатель превышает 50%, а в Австрии или Германии – составляет порядка 20-25%.

S&P Global Ratings отмечает в Казахстане существенную волатильность охвата страхованием транспортных средств.  В 2015 году автопарк был полностью покрыт страхованием. В 2016 году доля застрахованных машин сократилась до 94%. По мнению S&P Global Ratings тому есть две причина. Первое: это полисы, которые заключаются на короткий срок до шести месяцев. Второе – недостаточная финансовая грамотность и нежелание потребителей получать страховой полис, поскольку он воспринимает страхование как налог, а не как защиту от финансовых рисков.

Однако Казахстан не одинок в недостраховании, например, в Италии незастрахованными остаются  8% автомобилей, и главная причина – различные мошеннические схемы в  южных регионах Италии, культура страхования в которых отличаются от страховой культуры северных областей. И совсем другая картина и культура страхования в Германии, где не застрахован всего 1% автомобилей. Так или иначе – это те факторы, которые формируют стимул  доступности страхования, и онлайн-страхование – один из факторов продвижения страховых услуг,  отмечают в S&P Global Ratings.

S&P Global Ratings считает, что нельзя оценивать страховую отрасль в отрыве от макроэкономических факторов. Индекс развития электронного правительства в Казахстане (индекс  показывает желание и возможности государства развивать электронные технологии)  находится на 33 позиции в ренкинге всех стран (197 стран на конец 2016 года). В сравнении с некоторыми другими странами, Казахстан выигрывает с точки зрения электронного правительства и возможности продвижения онлайн услуг среди населения. Однако возникает  вопрос  доступности онлай страхования в отдаленных и трудодоступных регионах. Если взять, к примеру, Алматы, то  интернетом пользуется всего 35% горожан. В регионах результат еще меньше.

С другой стороны, исследования показывают, что в мире вообще не активно используется онлайн-торговля: всего 7%. В Казахстане этот показатель не превышает 1%. Однако есть ожидания, что к 2020 году доля электронной коммерции в обороте товаров и услугу достигнет 10%.

Министерство национальной экономики РК проводит на ежегодной основе опрос 31 тысячи домохозяйств, на предмет использования  интернет услуг. Оказывается, что лишь 3,6% респондентов получают финансовые услуги через интернет, причем  услуги не относятся к  страхованию. Основные покупки казахстанцев (49,5%) в Интернете связаны с приобретением одежды, обуви и спортивных товаров. Как видно, финансовые услуги не стоят  в приоритете, но здесь основной посыл  не тот, что люди не хотят покупать финансовые услуги, а тот, что люди не могут их покупать. Возможно по технической причине, по вине информационных технологий. Есть еще другие факторы мешающие получению страховой услуги через интернет, в частности письменная форма сделки.

При этом развитию рынка онлай торговли и услуг мешает менталитет казахстанцев. Например, большинство людей, использующих онлайн услуги, делают заказ в интернете, но оплату предпочитают производить наличными.  Срабатывает элемент недоверия к электронной системе платежей, что ведет к низкому уровню проникновения  онлайн услуг.

 

Европейский опыт онлайн автострахования

Самой продвинутой европейской страной в плане онлайн страхования является Великобритания. Если в 2007 году онлайн было продано 24% новых страховых полисов, от всех продаж, связанных с сайтами-агрегаторами, то в 2014 году – уже 66% полисов. В чем причина успеха?

В Великобритании сайты-агрегаторы появились в нулевых годах. Их основное преимущество для потребителей – быстрота и эффективность в сравнивании цен. Соответственно страховые компании стали конкурировать между собой по цене, а не за счет бренда или репутации, как во многом происходит в развивающихся странах.  Для страховых компаний онлайн дал стимул к сокращению расходов. Это основной фактор, влияющий на показатели страховых компаний в Казахстане, где уровень расходов составляет более 40%.  Переход на электронный полис приведет к сокращению расходов страховых компаний, но надо понимать, что переход на онлайн ведет к увеличению затрат на IT  и маркетинг. Соответственно, это другая статья расходов, которая будет активной на протяжении следующих 2-3 лет.

Опыт Великобритании показывает, что растет желание страхователя получать услуги через сайты-агрегаторы,  хотя есть недовольные этими сайтами, считая, что сайты предоставляют услуги избирательно, например, существуют способы, позволяющие определенным компаниям появляться в ренкинге быстрее  и чаще других, т.е. накручивать популярность. В этом вопросе регулятор  Великобритании проявлял недовольство, но решения проблемы пока нет.

Абсолютно другой опыт онлайн автострахования в континентальной Европе. Основными каналами продаж остаются агенты и страховые брокеры. Британия недалека от Европы географически, но почему-то в континентальной  Европе рынок остается привержен агентам и брокерам. Почему же так? Здесь есть несколько влияющих факторов. Например, в Италии значителен фактор мошенничества, когда клиент хочет получить полис за меньшие деньги. Страховые компании хотят ограничить такие риски и предпочитают работать с агентами для большей селекции рисков.

Другой пример – Германия, где всего 1% незастрахованных автомобилей. Исторически немцы предпочитают страховаться через агентов. Это связано с тем, что у страховых компаний есть соглашения с салонами и автодилерами о том, что агенты могут предложить  лучшую цену по сравнению с онлайном. Другая особенность в том, что большинство немецких автополисов заключается в одну дату, т.е.  1 января автовладельцы идут и страхуют свои автомобили. У человека появляется привязанность к компании, которая уже знает его потребности  и может предоставить нужный сервис.

Еще дин важный момент, который учитывают в Германии и который активно обсуждается в Казахстане – это развитие пост продаж, когда наряду с автополисом продается имущественное и личное страхование. Здесь интересный пример – страны Скандинавии. В этих странах основное распространение получил агентский канал, так как люди предпочитают страховать все.  В свою очередь, онлайн продажи не позволяют компании предложить весь набор продуктов.  Страхователь понимает, что агент предложит ему лучшую цену и пакет услуг и идет к агенту.

Таким образом, в Европе в отличие от Великобритании совершенно другой страховой рынок, сформированный агентским и брокерским каналами.  В  материковой Европе не видно существенной доли агрегаторов, которые есть в Великобритании и вряд ли они появятся в ближайшее время. В свое время британские  страховые компании заходили на европейские рынки с желанием насадить свою культуру страхования, но потерпели фиаско.

Здесь надо обязательно отметить, что онлайн страхование тесно связано с социальными сетями. Социальные сети  важны для онлайн страхования с точки зрения развития культуры страхования и дальнейшего продвижения продуктов.  Компании получают в сетях персональную информацию о страхователе: его увлечениях, здоровье, финансовом состоянии. Она влияет на стоимость страхования. Многие страховые компании Европы и Америки начали пользоваться этим каналом продаж, но не учли момента, что  использование личных данных может быть чреватым. В США были прецеденты судебных разбирательств. Пользователи возмущались, что они пользуются Фейсбуком в личных целях, а страховые компании используют Фейсбук для навязывания своих продуктов. Поэтому появились специальные компании которые  специально основаны для предложения услуг через Фейсбук. Страхователь заходит на страничку компании в Фейсбук и покупает страховку в зависимости  от профиля в Фейсбуке.

Другой интересный опыт, это опыт России. У российских страховщиков  много нареканий по инфраструктуре, в частности единая база данных в Казахстане создана намного раньше, однако в России раньше стали внедрять онлайн полис.  В Российской Федерации пошли по пути онлайн страхования исключительно из-за проблем с доступностью автострахования в регионах. Когда по причине высокой убыточности компании перестали заключать договора ОСАГО в отдельных регионах.

S&P Global Ratings  отмечает, что поведение населения стало меняться с учетом тенденций страхового рынка.  В июле 2015 года, когда только  ввели электронное страхование, и которое было необязательным, страховые компании продали всего около 300 тыс. электронных полисов. С января 2017 года  онлайн автострахование стало обязательным и многие страховые компании перешли в онлайн, с оговоркой, что клиенту  можно позже приехать в страховую компанию и там дозаключить договор, если возникли  проблемы с онлайном.

Соответственно на начало августа 2017 года, т.е. за семь месяцев было заключено 3 млн договоров ОСАГО: гораздо больше, чем за аналогичный срок в 2015 году, что связано с доступом к определенным продуктам в определенных регионах.

Если сравнивать российский и британский опыт по отношению к бренду с переходом в онлайн, то в Великобритании бренд ушел за задний план, а на главный вышла цена.  В России бренд все еще остается значительным фактором при выборе компании, даже при онлайн страховании. На сегодняшний день основная доля онлайн авто страхования приходится на 5 крупнейших страховщиков, которые  заключают 67% всех полисов ОСАГО. Тем не менее, онлайн полисы  ОСАГО составляют лишь  12% от выданных в первом полугодии 2017 года всех полисов обязательного автострахования.  У страховых компаний остаются лазейки, как уйти от электронных продаж. Например, сайт может сообщить страхователю об ошибке и не открыться. 

У  российского страхового рынка есть свои особенности, в частности  связанные с самым крупным страховщиком – Росгосстрахом, у которого есть свои проблемы, что влияет на ландшафт страховых компаний. Сейчас на рынке происходит перераспределение премий: если раньше Росгосстрах был основным контрагентом  с точки зрения основных услуг, то сейчас другие страховые компании просто обязаны с точки зрения единого страхового агента проявлять инициативу и оказывать соответствующие услуги. В том числе в обязательном страховании и избежать их невозможно.

 

Риски онлайн страхования

При внедрении онлайн автострахования стоит учитывать мировой опыт  по возникновению рисков: это кибер риски и мошенничество. Для минимизации рисков, например, российские компании на своих сайтах размещают котировки и приложения по страхованию, однако появились сайты –клоны,  через которые мошенники обманывают страхователей. Поэтому Всероссийский союз страховщиков (ВСС) призывает страхователей заходить на сайты страховых компаний исключительно  через официальный сайт ВСС. Поиск в Google или Яндекс не гарантирует получение ссылки на правильный –  официальный сайт страховой компании.

Важная тема – интеграция систем страховых компаний с данными регулирующих и других государственных органов. В России столкнулись с тем, что не все патрульные имеют планшет и не могут  отследить валидность полиса. Стремление быстро прийти к онлайн страхованию может привести к неразберихе и отсутствия взаимодействия между разными сторонами.

Еще одна насущная проблема – внесение информации о страхователе в систему. Она может стать частью мошеннических схем,  например, в России мошенники играют с региональными коэффициентами. В некоторых регионах они ниже, в мегаполисах – выше. Страхователи, которые проживают в крупных городах,  начинают забивать в заявку на страхование  информацию о том, что они находятся в отдаленных регионах или что их машины имеют меньший объем двигателя, получая более низкий тариф страхования. Факт мошенничества  может вскрыться, а может, и нет. 

Сопутствующая проблема – непреднамеренное некорректное внесение данных о страхователе в систему.  Проконтролировать допущение  ошибки достаточно сложно и этот факт надо читывать при внедрении электронного полиса.

S&P Global Ratings видит еще одну актуальную тему в онлайн  автостраховании. Это набирающие скорость компании типа Иншур Трек, заточенные на продажу полисов онлайн. S&P Global Ratings полагает, что  страховые компании все еще являются доминирующими звеном в онлайн страховании, а компании Иншур Трек –  неким дополнением.

S&P Global Ratings отмечает, что онлайн продукты нацелены на страхователей более молодого возраста. Многие страховые компании ориентируют  страховые программы на молодежь с точки зрения продвижения этих услуг. Когда молодежь перерастает, она постепенно становится приверженцем онлайн продуктов и онлайн продукты начинают расти в объемах.

Обобщая  информацию, S&P Global Ratings указывает на два момента. Во-первых, страховые  компании, работая онлайн,  имеют возможность получать  более детальную информацию о клиенте и  более точно оценивать его риски (хотя сейчас  речь идет об обязательном  авто страховании, где тариф зафиксирован). В Европе тариф свободный и  местные страховые компании имеют возможность изменять тариф в зависимости от  личной информации о клиенте.

Во-вторых, онлайн продажи дают снижение расходов. В Европе расходы от премий  в среднем составляют 25-30%.  В Казахстане цифры выше и не коррелируют с той динамикой, которая есть в мировой практике.  Эту проблему как раз может решить онлайн страхование. В условиях свободного ценообразования онлайн позволяет усилить конкуренцию между страховыми компаниями за счет давления на тарифы и предложения новых онлайн продуктов.

S&P Global Ratings также отмечает, что крупные страховые компании имеют больше возможностей для развития в сегменте онлайн продаж. Основным фактором является то, что они обладают большими финансовыми возможностями.  Если говорить о международной практике, то если страховая компания  аффилированна с банком, который, как правило, более развит с точки зрения онлайн продуктов, возникает синергия в предоставлении страховых услуг.

S&P Global Ratings инкорпорирует потенциал онлайн страхование в оценку отрасли, в оценку страновых и отраслевых рисков в Казахстане. В агентстве отмечают, что введение онлайн страхования – хороший момент для оценки перспектив роста рыночных компаний. Ведь рост  конкуренции между страховыми компаниями влечет рост и в страховом секторе. В свою очередь сокращение расходов и повышение доходности страхового сектора могут повлиять на оценку S&P Global Ratings рентабельности капитала, который является ключевым показателем для оценки деятельности страховых организаций.